Многослойная живопись
Техника живописи, основанная на ‘наслоении нескольких красочных слоев, отличается от техники письма «по сырому» прежде всего тем, что здесь каждый слой краски окончательно просушивается перед нанесением следующего слоя. Здесь пожухлость может вызвать разве только неудовлетворительное состояние грунта, который или слишком тянет масло из красок, или плохо просушен.
Но зато возникает вопрос, как связать свежий слой краски с просохшими первоначальными прописками. Это делают так. Высохший красочный слой протирают ваткой, смоченной в скипидарном лаке, который растворяет пленку засохшей краски и способствует этим связыванию нового слоя с нижележащим, как и в технике Аля прима.
Можно также втирать ладонью отбеленное на солнце вареное масло, которое приобрело свойство густого лака, а. потом писать красками. Но надо следить, чтобы слой масла, как и слой лака, был минимальным, иначе возможно пожелтение красок новой прописки от избытка масла или лака. Лучше всего излишек масла после его втирания снять, прикладывая к холсту листок промокательной бумаги.
Процесс работы в технике многослойной живописи состоит из следующих основных этапов: подмалевка, пастозных прописок и лессировок. Нередко и .после лессировок пишут вновь пастозно, особенно в самых ярких по светосиле местах, а затем еще раз эти прописки лессируют. Таким образом, здесь и решение живописных задач как бы расчленяется на несколько стадий.